На полях сражений Донбасса российские войска по-прежнему стремятся наступать, но на глобальной арене противостояния с коллективным Западом россия продолжает терять позиции. На прошлой неделе серия тяжелых ударов прорвала российские оборонительные геополитические позиции, а попытки кремля нанести контрудар только усилили нанесенный ущерб.
Первой серьезной неудачей для россии стало обещание G7 поддерживать Украину в ее борьбе против агрессии столько, сколько потребуется. Затем западные лидеры отправились на саммит НАТО в Мадрид, где подтвердили свою решительность. Даже основные комментарии пророссийских аналитических центров должны были признать беспрецедентный уровень солидарности Запада.
Единственная надежда на большую стратегию россии состоит в том, что это единство окажется недолгим и разрушится по мере того, как будет усиливаться усталость от войны на истощение в Украине. Эти ожидания подробно изложены в нескольких экспертных российских оценках внутризападных разногласий, которые более заметны в Европейском Союзе, чем в активизировавшемся НАТО.
Пропагандистские СМИ стремятся преувеличить политические разногласия в Болгарии, вызванные решением правительства о высылке 70 российских дипломатов. Тем временем МИД россии выступил с резким демаршем против решения Норвегии запретить трансграничный транзит грузов в населенный русскими поселок Баренцбург на архипелаге Шпицберген и обратно.
Самые громкие требования и даже угрозы кремля были направлены против Литвы, чтобы страна сняла ограничения на железнодорожный транзит подсанкционных товаров в Калининград.
Частичная блокада является частью реализации пакета санкций, одобренного ЕС, но российские официальные лица обвинили Литву в “слишком жестком исполнении коллективного решения”. Спекуляции были сосредоточены на предполагаемой озабоченности Германии по поводу этого преднамеренно раздутого вопроса, но трудно скрыть тот очевидный факт, что у россии нет эффективных рычагов давления для организованного шума.
Все это маневрирование и позерство дают мизерный результат, и даже Эммануэль Макрон, по-видимому, не видит особого смысла в продолжении затянувшихся телефонных разговоров с путиным. В свою очередь, хозяин кремля предположительно, считает, что эскалация экономических проблем может подорвать солидарность ЕС, поэтому он нацелен на конкретных европейских потребителей путем сокращения поставок природного газа, например, наказывая Италию 15% снижением объемов поставок.
Ранее ЕС утвердил долгосрочный план по минимизации зависимости своих членов от импорта энергоносителей из россии, но путин решил опережать этот график, чтобы использовать каждую уязвимость до того, как западные потребители россии будут готовы к диверсификации. Это “упреждающее” решение приводит к резким сбоям в российской энергетической отрасли, и «Газпром» удивил своих акционеров, приняв решение не выплачивать дивиденды в этом году, смирившись с неизбежным падением рыночной стоимости компании.
Этот газовый шантаж направлен не только на Европу, но и на азиатские рынки, особенно на Японию, где ниша россии в целом уже не слишком велика, но все же важна. В конце июня путин подписал указ о фактической национализации проекта «Сахалин-2», в то время как «Shell» была готова выйти из него, а японские акционеры «Mitsui» и «Mitsubishi» фактически планировали остаться.
Теперь им, возможно, придется согласиться на новые условия, продиктованные кремлем, но их дальнейшее присутствие вряд ли изменит негласное решение россии направлять большую часть сжиженного природного газа из этого хорошо функционирующего проекта в Китай вместо Японии. Прибыль пострадает, но для москвы важен своевременный жест доброй воли своему, так называемому, партнеру, который выразил раздражение по поводу новой Стратегической концепции НАТО, в которой политика Китая определяется как вызов безопасности.
Пекин оказывает взвешенную, но важную политическую поддержку конфронтации россии с Западом, но не оказывает материальной экономической поддержки. Тем временем китайские бизнес-гиганты, такие как «Huawei» и «Lenovo», незаметно сворачивают свою деятельность в россии.
Это отступление тщательно замаскировано, а публикация экономических данных все более ограничивается. Тем не менее, одна цифра, которая произвела на наблюдателей впечатление на прошлой неделе, это падение производства автомобилей на 96,7%, а это означает, что российская автомобильная промышленность фактически перестала функционировать. Безработица по-прежнему остается скрытой, но сбой многих цепочек поставок подрывает ключевые отрасли, а также розничную торговлю, где исчезновение многочисленных западных брендов приводит к возрождению “челночной торговли”, напоминающей “серую” экономику 90-х.
Чтобы сбои не парализовали важнейшие предприятия оборонно-промышленного комплекса, правительство рф подготовило пакет законодательных актов, обязывающих все хозяйствующие субъекты выполнять заказы, связанные с ведением войны, с ценами и расписанием, установленными государственными органами. Парламент обязательно примет этот закон без промедления, но эффективность этой де-факто экономической мобилизации остается сомнительной, поскольку строгие приказы министерств не могут быть выполнены, когда ключевые технологии или запасные части для промышленного оборудования недоступны. Российский рубль временно удалось стабилизировать благодаря оперативным мерам Центробанка. Тем не менее, это не сможет спасти российскую промышленную политику, явно руководствующуюся управлением советского образца.
Все попытки усугубить экономические трудности, которые должны подорвать единство Запада, неизбежно приводят и еще приведут к неприятным последствиям для россии, сократив ее доходы от продажи нефти и еще больше сжав крайне необходимый импорт. Путин не может рассчитывать ни на бизнес-лоббирование Германии и Франции, поскольку их инвестиции в россию переведены в разряд “чистых убытков” бюджета, ни на множественные трансграничные каналы коррупции, которые пресечены и расследуются на Западе с внезапной проницательностью. Его “послание” западным коллегам все чаще принимает форму ракетных ударов по многоквартирным домам и торговым центрам в городах Украины, и повторяющиеся ужасы этих военных преступлений только укрепляют в трансатлантическом сообществе вывод о том, что российскую агрессию необходимо остановить как можно быстрее и жестче.
Комментариев нет:
Отправить комментарий